1. Речевые тесты. На этом этапе врач-логопед или психоневролог оценивает качество речи пациента в различных ситуациях. Призывника могут попросить читать вслух, отвечать на вопросы, участвовать в диалоге. Задача теста — выявить, как часто и в каких ситуациях возникают запинки в речи, насколько продолжительными они являются, как заикание влияет на общую понятность речи. Также важно наблюдать, усиливается ли заикание при эмоциональной нагрузке, например, при стрессовых ситуациях или необходимости быстро реагировать.
2. Психологическое обследование. Поскольку логоневроз может иметь психогенные корни, крайне важно оценить психоэмоциональное состояние призывника. Психолог проводит тесты на уровень тревожности, стрессоустойчивости, выявляет, существуют ли страхи, связанные с общением. Диагностика в этом направлении помогает установить, насколько заикание зависит от эмоционального состояния, что важно для понимания, как призывник будет вести себя в условиях армейского стресса.
3. Неврологическое обследование. Для исключения органических причин заикания проводится обследование у невролога. Врач:
- исследует работу нервной системы;
- проверяет рефлексы;
- проводит электроэнцефалографию (ЭЭГ) или магнитно-резонансную томографию (МРТ) головного мозга.
Это необходимо для выявления возможных патологий центральной нервной системы, которые могут быть причиной органического заикания. Важно понимать, что органические нарушения часто приводят к стойким формам заикания, что снижает шансы на эффективную коррекцию.
4. Комплексный анализ речевой функции. В некоторых случаях может потребоваться проведение дополнительных тестов для оценки частоты и степени речевых нарушений. Например, может использоваться метод электромиографии, который оценивает работу речевых мышц, или аудиометрия для проверки слуха, так как иногда речевые нарушения могут быть связаны с проблемами слухового восприятия.
Важным аспектом диагностики для военкомата является не только факт наличия заикания, но и его влияние на выполнение обязанностей в армии. Армейская служба подразумевает выполнение множества задач, связанных с устной коммуникацией: от восприятия приказов до общения с товарищами и командирами. Заикание может существенно нарушить эти процессы, особенно если оно выражено в тяжелой форме.