Консультация специалиста:
Обновлена: 07.04.2024

Обращение в военкомат

обращение в военкомат
Военкоматы, функционирующие на территории РФ, — это территориальные исполнительные органы, подведомственные Минобороны и входящие в состав региональных военных округов. В их задачи входит организация осенних и весенних призывов на срочную военную службу, ведение воинского учета граждан.

Существует масса ситуаций, когда призывники и родственники, юридические лица, общественные и правозащитные организации обращаются в военкомат. Предлагаем рассмотреть наиболее часто встречающиеся среди них, порядок подготовки обращений и их подачи, установленные законодательством сроки для получения ответов.

Полномочия военкоматов

Полномочия и компетенции военных комиссариатов неразрывно связаны с выполняемыми ими задачами в роли структурных подразделений МО РФ:

  • Разработка, реализация мероприятий и иных процедур в рамках первичной постановки граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста, на воинский учет;
  • Проведение плановых мер для подготовки молодых людей к прохождению службы;
  • Призыв новобранцев на службу;
  • Прием добровольцев на контрактную службу в рядах ВС РФ;
  • Учет военнообязанных, выполнение мобилизационных мероприятий;
  • Иные меры, связанные с поддержанием обороноспособности государства.

Соответственно, все обращения граждан, которые направляются в военкомат, должны быть связаны исключительно с вопросами, чье решение находится в их компетенции.
Тест на годность к военной службе
Всего за 1 минуту ты узнаешь, сможешь ли получить освобождение от армии в этом году

Основания для обращения в военкомат

Ни один призыв не обходится без многочисленных споров между военными комиссариатами и призывными. Основания для обращения граждан, подлежащих призыву на военную службу, могут быть разными:

  • нарушение сотрудниками военкомата процедуры призыва - если призывник уверен, что комиссариат не соблюдает установленный законодательством порядок проведения призывных мероприятий, не предоставляет необходимую гражданину информацию о призыве и т.д.;
  • вынесение неправомерного решения призывной комиссии - если призывник считает, что его призвали на незаконном основании, необоснованно отказали в предоставлении отсрочки от призыва, установили неверную категорию годности и т.д.;
  • ошибки в ведении воинского учета - если в личном деле призывника имеются ошибки и неточности, которые могут повлиять на категорию годности, решение призывной комиссии;
  • неправомерные действия, некорректное поведение сотрудников комиссариата, в том числе военного комиссара, врачей и членов призывной комиссии;
Внимание! Согласно данным статистики, самым частым поводом для обращения в военкоматы являются вопросы, касающиеся получения отсрочки от призыва или освобождения от военной службы.

Сроки рассмотрения

Сроки рассмотрения письменных обращений граждан сотрудниками военных комиссариатов устанавливаются ст. 12 ФЗ № 59.
Письменные заявления, ходатайства и жалобы, поданные в военкомат в соответствии с его компетенцией, должны рассматриваться в 30-дневный срок с момента их регистрации.
Обратите внимание! Согласно Правилам делопроизводства в госорганах и органах местного самоуправления (утверждены приказом Федерального архивного агентства № 71 от 22 мая 2019 года), на регистрацию поступающих обращений граждан у делопроизводителя военного комиссариата есть 3 рабочих дня.
Если для подготовки мотивированного ответа по существу заявленных вопросов сотрудникам военного комиссариата необходимо сделать запросы в иные государственные органы и ведомства, провести выездные проверки, запросить у призывника дополнительные документы, срок рассмотрения обращения может быть увеличен до 30 дней. При этом заявитель должен быть уведомлен об этом в письменной форме.

Виды обращений в военкомат

Согласно действующему законодательству РФ, обращения граждан в военкомат могут направляться в устной и письменной форме. В последнем случае различают жалобы и заявления.

Жалоба в военный комиссариат

Граждане, чьи права, свободы и законные интересы, по их мнению, были нарушены в рамках вынесения заключений, принятия решений врачебной и/или призывной комиссии, имеют право на досудебное обжалование (согласно ст. 35.2 Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года).

  • решений об установлении временных мер, направленных на обеспечение явки призывника по повестке, выданной сотрудниками военкомата;
  • решений комиссариата об отказе во внесении изменений в сведения о призывнике, содержащиеся в Едином реестре воинского учета, в данные личного дела призывника;
  • решений, призывной комиссии, утверждающих категорию годности к военной службе по состоянию здоровью, результаты профессионально-психологического отбора граждан, о постановке граждан на воинский учет, предоставлении или отказе в предоставлении отсрочки, зачислении в запас.

С жалобами к военному комиссару также обращаются в случае пассивности, некорректного поведения или иных нарушений со стороны сотрудников военкомата. Например, это может быть утеря важных документов, откровенная грубость, отказ врачей принимать выписки из амбулаторной карты и иные медицинские документы и т.д.
Это важно! Гражданин, который направил в военкомат жалобу, вправе отозвать ее до принятия решения по документу. При этом закон не допускает повторное направление жалобы по тому же основанию.
Военный комиссар должен разобраться в ситуации и подготовить ответ в течение 30 дней. Если все сроки вышли, а жалоба не рассмотрена, призывник может обратиться в прокуратуру, в областной военкомат или суд.

Куда еще можно обратиться с жалобой

Подготовить и направить жалобу на неправомерные действия военкомата и его сотрудников также можно в:

  • военный комиссариат более высокого уровня (областной, краевой и т.д.) - для обжалования решений и иных документов, действий, предпринимаемых местным (районным, городским) военкоматом;
  • прокуратуру, осуществляющую надзор за деятельностью органов местного самоуправления, в том числе военных комиссариатов;
  • региональные представительства уполномоченных по правам человека, омбудсменов;
  • общественные приемные депутатов, правозащитные организации, готовые оказывать помощь в защите прав призывника и составлении жалоб.

Также призывник вправе обратиться в суд с исковым заявлением в частном порядке для защиты нарушенных прав, свобод и интересов.

Как подать жалобу

Общепринятыми считаются следующие способы подачи письменных жалоб в военкомат:

  • Нарочная передача - способ предусматривает личную передачу обращения непосредственно в руки уполномоченному представителю организации (делопроизводителю, комиссару, сотрудникам отделения призыва и т.д.). Этот способ является самым надежным, так как призывник уверен в том, что жалоба дошла до адресата;

  • Почтовым отправлением - классический вариант пересылки важных документов посредством Почты России. Этот способ подразумевает подготовку заказного письма с уведомлением о вручении и его отправку на адрес комиссариата;

  • По электронной почте - еще один часто встречающийся способ подачи жалобы, предусматривающий отправку письма на e-mail организации.
Внимание! В случае с местными военкоматами данный способ обращения по электронной почте будет иметь определенные ограничения: направить жалобу непосредственно в военкомат не получится. Призывник может обратиться только на официальный e-mail военного комиссариата регионального значения, после чего его обращение будет перенаправлено в местный военкомат для решения вопроса в порядке подведомственности.
Согласно последним изменениям в закон № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года (от 14.04.2023 года), жалоба в военкомат также может быть подана в электронном виде с использованием портала «Госуслуги» или через МФЦ.

  • при подаче жалобы через портал Госуслуг она должна быть подписана простой электронной подписью;
  • при подаче жалобы через МФЦ она дополнительно должна быть продублирована на бумажном носителе в письменной форме при личном обращении призывника или его законного представителя.

Как составить жалобу

Сегодня отсутствует единая форма жалобы в военный комиссариат. При ее составлении рекомендуется учитывать общие правила делового документооборота для обеспечения понятности, лаконичности и четкости содержания документа.
В общем виде структура жалобы в военкомат включает следующие элементы:

  • Шапка. В ней указывается полное наименование и адрес организации, в которую обращается призывник, ФИО, паспортные данные, адрес регистрации и места жительства, контактные данные заявителя. Шапку заполняют и прописывают в правом верхнем углу документа.

  • Основная часть. В этом элементе подробно расписываются обстоятельства ситуации, которая стала причиной для составления и направления жалобы. Суть произошедшего необходимо расписывать кратко и грамотно, указывая только достоверную информацию, которую можно подтвердить доказательствами;

  • Заключение. Раздел содержит дату составления жалобы и личную подпись отправителя.

Документ рекомендуется составлять в двух экземплярах: один остается у заявителя, второй направляется по адресу получателя. Чтобы получить помощь квалифицированных и опытных специалистов в подготовке жалобы на решения врачебной и призывной комиссии, действия или бездействия сотрудников организации, обратитесь за консультацией в нашу компанию.
Возникли трудности с военкоматом?
Запишитесь на бесплатную консультацию от наших специалистов военного права.

Заявление в военный комиссариат

Чаще всего граждане обращаются в военкомат со следующими письменными заявлениями.

Заявление о снятии или постановке на воинский учет

По закону призывник (наличие отсрочки значения не имеет) обязан уведомить военкомат об отъезде из страны или города больше чем на полгода. Для этого необходимо обратиться в комиссариат по прежнему месту жительства, написать заявление и приложить к нему соответствующие документы.

Заявление можно составить в свободной форме или же воспользоваться бланком, рекомендованным законодательством (приложение No14 к инструкции, утв. приказом Министра обороны РФ № 700 от 22 ноября 2021 года). В нем указывается следующая информация:

  • Сведения о заявлении (ФИО, год рождения);
  • Старый адрес проживания;
  • Новый адрес проживания
  • Причина снятия с учета;
  • Дата заполнения и подпись.
Это важно! Согласно новым правилам, установленным ФЗ № 127 от 14 апреля 2023 года, снятие призывников с воинского учета возможно в удаленном формате. После того как заработает единый электронный реестр ВУ, комиссариаты смогут получать сведения о месте жительства, учебе или работы граждан из межведомственных баз данных, а на их основании принимать решения о снятии или постановке на ВУ с уведомлением призывников через Госуслуги.
Постановка на ВУ по новому месту жительства также производится в заявительном порядке. Гражданин обязан в установленные законом сроки подойти в военкомат, чтобы написать заявление и передать документы, подтверждающие факт сохранения предоставленной ранее отсрочки (если такая имеется), например, справку с места учебы.

Заявление о приобщении документов к личному делу

Как правило, приобщить нужно различные медицинские документы, подтверждающие наличие у призывника заболевания, препятствующего призыву и отправке на службу. Практика показывает, что, если гражданин изначально не предоставил их в процессе прохождения медосвидетельствования, врачи крайне неохотно учитывают их при определении категории годности к ВС.

Чтобы предоставленные документы были в обязательном порядке приобщены к личному делу, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. В свободной форме подготовьте заявление;
  2. Приложите к нему заверенные копии документов;
  3. Обратитесь в военкомат с заявлением.

В обращении перечислите все документы, которые нужно поместить в личное дело. Подается оно вместе со всеми приложениями в делопроизводство. У гражданина на руках остается копия заявления. На ней сотрудник военкомата должен проставить отметку о получении. Она необходима, чтобы у призывника остались доказательства подачи документов.

Еще один важный момент: если есть возможность, не стоит направлять в комиссариат оригиналы документов. Лучше сделать их копии, заверенные учреждением, которое выдало бумаги.
Обратите внимание! Если подавать документы в военкомат правильно, они не потеряются, будут приобщены к делу и учтены при вынесении решений призывной комиссии.

Заявление о выдаче направления для прохождения дополнительного обследования

Дополнительное обследование от военкомата — медицинское освидетельствование, которое чаще всего проводится в условиях стационара по профилю, к которому относится заболевание, ставшее его причиной (ст. 5.1 ФЗ № 59 от 28 марта 1998 года). Сама по себе процедура достаточно обыденная и распространенная.

Но на практике призывники нередко не могут добиться от военкомата направления на дообследование. Врачи, которые работают на призыве, мотивируют свой отказ отсутствием оснований для направления в стационар. Если же гражданин уверен, что при этом нарушаются его права и интересы, он вправе подать на имя военного комиссара или председателя призывной комиссии заявление о выдаче направления для прохождения дополнительного обследования. Оно составляется в свободной форме. Для принятия по обращению положительного решения к нему необходимо приложить медицинские справки, выписки из амбулаторной карты, выписные эпикризы, подтверждающие наличие заболевания.

Заявление об ознакомлении с материалами личного дела

В некоторых ситуациях призывнику или его законному представителю необходимо ознакомиться с личным делом, чтобы:

  • уточнить какая информация и материалы приобщены к нему;
  • проверить вносить ли в персональные данные исправления и изменения, не пропали ли из дела важные документы;
  • понять, какие справки и выписки необходимо дополнительно принести.

Для ознакомления с материалами и документами, содержащимися в личном деле, гражданину необходимо подать заявление на имя военкома. После получения положительного ответа будут назначены время и дата, когда он может подойти в комиссариат, чтобы в присутствии сотрудника изучить дело.

Заявление о выдаче выписки из протокола с решением призывной комиссии

Как только призывная комиссия вынесет в отношении молодого человека какое-либо решение, он вправе запросить по нему выписку из протокола. Мы рекомендуем сделать это независимо от того, направляется призывник в армию, предоставлена ему отсрочка по учебе, здоровью или по любому другому основанию, гражданин освобожден от исполнения воинской обязанности.

Составляется заявление в свободной форме. Подается в 2-х экземплярах: один — заявитель оставляет себе, второй — передает в службу делопроизводства организации. Срок подготовки копии решения — 30 дней.

Заключение

Первое и самое главное правило, которое мы советуем соблюдать своим клиентам, — любое обращение в военкомат оформлять на бумаге. Все просьбы и требования следует подавать через письменные жалобы и ходатайства. В этом случае комиссариат должен будет также ответить письменно и в строгом соответствии с действующим законодательством, а если вас не удовлетворит принятое решение, его всегда можно обжаловать в вышестоящих инстанциях, городской или областной прокуратуре, суде.

Если у вас возникли сложности с составлением обращения в военкомат, а также в любых спорных ситуациях — позвоните или напишите нашим юристам или запишитесь на бесплатную консультацию по этой форме. Содействие профессионалов позволит избежать множества проблем, сократит время на подготовку и подачу заявлений, решения вопросов.

Вопрос-ответ

Пройди простой тест на годность к военной службе
Всего за 1 минуту ты узнаешь, сможешь ли ты получить освобождение от армии в этом году

Другие статьи по теме